Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Кто приходит в 1 класс: галерея типичных портретов первоклассников

Недавно в России был создан собирательный портрет первоклассника — точнее, выявлены и описаны четыре типа детей, которые приходят в школу. У всех у них в разной степени развиты навыки в чтении и математики, а также социальные навыки и умение вести себя в коллективе. Исследователи считают, что такая топология должна помочь педагогам найти нужный подход к каждому ребенку.
1 комментарий

Исследователи Института образования НИУ ВШЭ создали, по их собственному определению, «галерею типичных портретов первоклассников». «Штрихами» для этих портретов послужили навыки, знания и психологические состояния современных детей, которые приходят в школу. Такое исследование дало возможность ученым понять, в чем сильны нынешние первоклашки, а где их развитие «проседает». Выявление проблем, как считают ученые, должно помочь педагогам и родителям работать в нужном направлении и развивать слабые стороны.

Портрет начинающего ученика складывается из различных когнитивных и социально-эмоциональных навыков. К когнитивным относятся навыки в области чтения и математики, а также словарный запас и фонематическая (звуковая) грамотность: умение распознавать и повторять слова и чувствовать рифмы. Список социально-эмоциональных навыков включает две шкалы: «Уверенность в себе» и «Поведение в классе».

«Шкала „Уверенность в себе“ измеряет самостоятельность детей в школе и умение общаться с окружающими — одноклассниками и педагогами. Минимальные баллы означают, что ребенку неуютно в школе: ему трудно завести друзей и разговаривать с педагогами, он скучает по родителям и постоянно нуждается в помощи взрослых. Максимальные результаты говорят о самостоятельности первоклассника. Он хорошо адаптирован к школе и не испытывает проблем в общении.

Шкала „Поведение в классе“ описывает самоконтроль и дисциплину. Она включает в себя собранность, умение следовать школьным правилам и толерантность. Низкие баллы свидетельствуют, что ребенок отвлекается на уроках и нарушает дисциплину. Максимальные результаты означают, что ученик умеет работать сосредоточенно и с уважением относится к другим людям», — поясняют авторы исследования.

у подавляющего числа «отличников» мамы имеют высшее образование

Ученые собрали данные по 7800 первоклассникам в четырех городах: Москве, Набережных Челнах, Севастополе и Тамбове. Навыки детей определялись с помощью тестов, а социально-эмоциональные состояния — с помощью опросов учителей. Одной из важных составляющих успешной учебы считается социально-экономический статус семьи ребенка — помимо доходов и профессии родителей, он включает культурный уровень: образование матери, число книг в домашней библиотеке и т.п. Семейный бэкграунд детей также был учтен в работе.

В результате исследователи разделили первоклассников на четыре типа и объединили их в группы — они называются «кластерами». Первый кластер — потенциальные отличники, дети с лучшими показателями развития по всем статьям: от математики и словарного запаса до поведения в классе. Большинство из них, как оказалось, девочки — их в этой группе 59%. Проследив за социально-экономическим уровнем семей таких учеников, исследователи выяснили, что у подавляющего числа «отличников» мамы имеют высшее образование (74%). Почти половина семей этой группы может похвастаться хорошей домашней библиотекой.

Четвертый кластер — антипод первого. Сюда относятся дети с низкими результатами в когнитивной и социально-эмоциональной сфере. Словарный запас и фонематическая грамотность первоклассников этого кластера намного меньше, чем в трех других кластерах. 62% из них — мальчики. Ожидаемо, что социально-экономический статус их семей ниже, чем в других группах, — только четверть, например, имеют дома более сотни книг.

портреты должны послужить руководством к действию для учителей начальных классов

Кластеры посередине представляют собой сочетания высоких и низких показателей. Так, во втором кластере оказались ученики со средними или высокими показателями по чтению и математике, с хорошей фонематической грамотностью и неплохим словарным запасом. Но у них «проседают» поведение в классе и уверенность в себе. Примерно две трети (65%) этой группы — мальчики. Уровень семей в этой группе довольно высок, они обладают хорошими книжными собраниями, около 70% матерей заканчивали вузы.

Третий кластер — обратное сочетание признаков. Эти первоклассники хорошо вписываются в школьную среду, легко общаются, но их результаты по чтению и математике хуже средних по выборке. У них ниже фонематическая грамотность и беднее словарный запас. Социально-экономический статус семей несколько ниже, чем в первой и второй группах. Почти две трети (64%) — девочки.

Как считают исследователи, эти портреты должны послужить руководством к действию для учителей начальных классов.

Ищете школу, вуз, колледж или курсы? Все учебные заведения — в каталоге «Учёба.ру»!
1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты